Гарантийное и регламентное обслуживание
Любая техника требует ухода. От него в значительной мере зависит срок ее службы и эксплуатационные характеристики. Ни у кого не возникает сомнений в необходимости смазки механизмов, протирки оптики или чистки трубопроводов. Однако зачастую это почему-то нераспространяется на электрооборудование: подвижных частей нет, все спрятано от механических повреждений и загрязнений. Но это глубокое заблуждение.
Подвижные и изнашивающиеся части есть, не считая даже двигателей и электромагнитов. Например, коммутационные элементы — от силовых рубильников до кнопочек на компьютерной технике — или любые органы управления (сенсорные экраны, потенциометры и прочее).
Их защищенность не абсолютна. Втягивают пыль вентиляционные щели, изгибаются сетевые шнуры, сотрясаются нестационарные приборы, разбалтываются соединители. Некоторые элементы подвергаются большим перепадам температур и другим климатическим воздействиям.
Наконец, полностью скрытые элементы не вечны. За счет текучести полимеров (и даже металлов) ослабевают винтовые и обжимные соединения; из-за микротрещин в компаундах окисляются пайки, высыхают электролитические конденсаторы, стареют полупроводники.
Существует три вида обслуживания электроустановок:
- гарантийный ремонт (сервисное обслуживание);
- постгарантийный (то же, но не бесплатно);
- регламентные (профилактические) работы.
Совершенно очевидно, что любые неисправности дешевле, проще и быстрее предотвращать, чем устранять по мере возникновения. Даже сравнивая силы, затраченные на профилактику и собственно устранение. А ведь существует еще ущерб, который может вызвать аварийная ситуация или сам ремонтный простой помещения, производственной линии, всего предприятия. Или моральный ущерб из-за неисправностей домашней техники. Поэтому очень важно уделять должное внимание работам профилактическим, для которых в каждой отрасли (обычно и под конкретное оборудование) разработаны соответствующие регламенты, в связи с чем их еще называют регламентными работами.
Гарантийное обслуживание обычно подразумевается как неотъемлемая часть услуг по поставке оборудования и его монтажу, но без составления отдельного документа. Однако оно как раз является устранением уже случившихся неисправностей, то есть ремонтом. Для обеспечения же продолжительной безаварийной эксплуатации любых смонтированных электрических систем мы всегда рекомендуем заключить специальный договор об их регламентном обслуживании.
Небольшие средства, выплачиваемые за эти работы, с лихвой окупаются значительным увеличением межремонтных периодов и отсутствием неприятных сюрпризов. Эксплуатация же некоторых электроустановок (например, охранной и пожарной сигнализации) без подобного договора вообще не допускается.
В принципе, проводить обслуживание может и другая организация или сам хозяин объекта при наличии специалистов с соответствующей квалификацией. Однако, как уже подчеркивалось в начале раздела, значительно выгоднее и эффективнее, когда этим занимаются те же, кто производил монтаж и наладку.
ООО «АГВ-ЭНЕРГО» несет полную ответственность за все предоставляемые услуги: проектирование, поставка оборудования, монтажные и пусконаладочные работы, последующее обслуживание. В связи с комплексным, как правило, их приложением к большинству объектов, гарантийные обязательства оговариваются дифференцированно (могут указываться в соответствующих пунктах сметной документации).
Гарантийный срок эксплуатации используемых устройств и материалов устанавливается их производителями и, в случае использования различных, может отличаться в разных позициях. На строительные и электромонтажные работы он обычно составляет 2 года, но может варьироваться (в том числе и на одном объекте) в зависимости, например, от применяемого на определенном участке типа кабеля, климатических условий и т. д.
Как и в любой отрасли, причинами, освобождающими от рекламаций, являются:
- Нарушение условий эксплуатации: превышение сетевого напряжения или допустимого уровня помех, температуры, влажности, давления, вибрационных нагрузок и прочее.
- Механические, термические и химические повреждения, за исключением изделий, которые должны данные воздействия выдерживать согласно паспортным характеристикам. Не имеет значения, произошли эти события в результате природных явлений, действий заказчика или третьих лиц.
Не следует путать гарантию на противопожарное и охранное оборудование с гарантией сохранности имущества, а договор на обслуживание ОПС с договором на полную материальную ответственность за вверенный объект. Последний могут заключать только силовые структуры (не обязательно государственные), но непременно с собственным пультом централизованного наблюдения и группой быстрого реагирования.
По окончании гарантийного срока на какую-либо часть обслуживаемой системы (прибор, участок проводки и т. п.) заказчик лишается права лишь на бесплатный ее ремонт или замену в рекламационных случаях. Договор же на платное обслуживание, заключенный на более длительный срок, остается в силе: с прежними расценками на монтаж/демонтаж дефектного оборудования, плановые осмотры, регламентные работы и прочее.
Главное, что следует помнить — любые рекламационные санкции редко окупают ущерб, который нанесен в результате выхода из строя электроприборов и проводки. Каждому заказчику выгоднее, чтобы оборудование не бесплатно ремонтировалось, а просто НЕ ЛОМАЛОСЬ. Гарантом этого может быть только качественный товар, а также высокий уровень профессионализма и ответственности монтажного и обслуживающего персонала. Именно этим наша компания по праву гордится.